Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Уяр
28 октября, чт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Уяр
28 октября, чт

Александр ШВЕЦОВ: «КОЛЛЕКТИВ У НАС – САМЫЙ ЛУЧШИЙ!»

1 августа 2021
55

Железная дорога похожа на огромную кровеносную систему, которая пронизывает тело страны. Она связывает самые отдалённые уголки России во всех её часовых поясах. Пассажирские и товарные составы движутся по рельсам, словно красные кровяные тельца, которые бегут по венам и сосудам, снабжая кислородом ткани и органы живого организма. Днём и ночью, круглый год, без остановки.

Железнодорожное хозяйство состоит из множества подразделений, взаимодействующих между собой. В них трудятся представители самых разных профессий: машинисты локомотивов и путевых машин, поездные диспетчеры и составители поездов, проводники и дежурные по станциям, товарные кассиры и приёмосдатчики, механики СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки), связисты и энергетики, экономисты, бухгалтеры, водители и многие другие. Каждый из них имеет особое значение для безопасной, качественной и эффективной работы железной дороги. Но есть одна профессия, без которой существование самой железной дороги невозможно в принципе, – это путеец!

Например, лопнул рельс или стрелочный перевод забился снегом, разошёлся на несколько миллиметров стыковой зазор между рельсами или требуется заменить шпальные скрепления... Если путейцы своевременно не устранят неисправности пути, может произойти серьёзная авария и пострадают люди. Без качественного и ответственного труда монтёров пути, которые поддерживают железнодорожное полотно в рабочем состоянии, кипучая деятельность огромного слаженного механизма просто застопорится.

Работа путейцев, пожалуй, самая трудная среди железнодорожников. Всегда под открытым небом, в зимнюю стужу и летний зной. При этом физически очень тяжёлая и шумная. У меня была возможность в этом убедиться.

Мне повезло, что в этот день путейцы работали на участке железной дороги возле станции Уяр. А вот добираться до них по железнодорожной насыпи в туфлях на каблуках было плохой идеей. Я заметила, что, несмотря на летнюю жару, все путейцы были обуты в ботинки на толстой подошве. Это практическая необходимость. Так же, как и спецодежда с ярко-оранжевыми жилетами, которые видно издалека. Железная дорога – место, где ни на секунду нельзя терять бдительность. Правила техники безопасности здесь, как и во многих других сферах, написаны человеческой кровью.

Первый, кого я увидела на подходе к бригаде, – сигналист с ярко-салатными нарукавниками и цветными флажками в руках. Он внимательно смотрел по сторонам. Безопасность – в приоритете у бригадира Швецова.

Беседовали мы с Александром Борисовичем на его рабочем месте. Путейцев заранее оповещают о том, в какое время образуется «окно» между проходом поездов. Это может быть 15 или 30 минут, и за это время нужно устранить неполадку. Например, выправить шпалу или заменить лопнувший рельс. Если ремонт капитальный и требует больше времени, участок железной дороги блокируется и поезда направляются по обходному пути.

Как только наступало затишье, бригада возвращалась на пути и снова приступала к работе.

Труд путейцев ручной и требует большой физической силы и выносливости. Например, шпалоподбойка, которая используется для выправки пути, весит 16 килограммов! Вес молотка для забивания костылей, скрепляющих рельсы и шпалы, – 8 килограммов! Ручной козловой кран, предназначенный для перемещения и подъёма рельсов по железнодорожному пути, весит 100 килограммов! Я подумала, что наверняка на такую мужественную и самоотверженную работу люди не часто приходят по зову сердца или в творческом порыве.

– Конечно, мне всегда интересно было поработать на железной дороге. Но решающим фактором стала хорошая и стабильная заработная плата, на которую можно благополучно содержать семью. Есть оплачиваемый отпуск, возможность учиться, повышать квалификацию и продвигаться по карьерной лестнице, – ответил мне на вопрос о выборе профессии Александр Швецов.

Отмечу, что в семье у Александра Борисовича подрастают сын и дочь. Кстати, восьмилетний сынишка уже определился с выбором будущей профессии: «Я хочу быть как папа и работать на железной дороге!»

Бригада Швецова – самая молодая в ПЧ-4. Младшему монтёру пути – 23 года, старшему – 38 лет. Всего в бригаде 17 человек. Самому Александру Борисовичу – 30 лет. Он стал бригадиром путевой бригады в 2017 году, а до этого был рядовым монтёром пути. Чтобы занять должность бригадира, Александр Борисович отучился на специальных курсах по повышению квалификации в Красноярске.

Александр Швецов – человек, который не боится брать на себя ответственность и умеет взаимодействовать с людьми. Он требовательный, но справедливый. Несомненно, его должность обязывает ко многому: на бригадире лежит ответственность за всю инфраструктуру участка, но главное – за жизнь и здоровье подчинённых. И, конечно же, за безопасность движения.

– У нас самый лучший, самый дружный коллектив, – говорит Александр Борисович. – Не бывает такого, чтобы кто-то отказывался выполнять работу. Никто никогда не спросит: «А почему именно я должен это делать?» Мы в одной связке, и все это понимают и трудятся на совесть.

Рабочий день бригады начинается с инструктажа по технике безопасности. Затем мастер выдаёт план работы на день. Бригадир вводится в курс дела ещё накануне. К установленному в каждом случае сроку нужно выполнить все задания и устранить неполадки. Бывают и внеплановые задания, которые следует выполнять немедленно.

– Наша основная задача – вести текущее обслуживание, выполнять профилактический или капитальный ремонт железнодорожных путей, – рассказывает мне Александр Швецов. – Мы проводим замену рельсов и шпал, их обточку и выправку, регулируем стрелочные механизмы, ремонтируем крестовины, выполняем разгонку рельсовых нитей и многое другое. Чтобы хорошо выполнять свою работу, путеец обязан знать устройство пути, которое состоит из разных элементов: рельсов, шпал, костылей, стрелочных переводов. В стрелочных переводах тоже есть множество элементов: тяга, крестовины, остряки, переводные кривые… И все эти составляющие имеют свои размеры и допуски, которые путеец должен знать наизусть. Я, как бригадир, обязан непосредственно руководить работой вверенной мне бригады. Знакомить монтёров с правильными и высокопроизводительными приёмами труда, учить бережно обращаться с механизмами, инвентарём, соблюдать технику безопасности. Ну и, конечно, контролировать выполнение всех этапов работ.

Вся деятельность путейцев сразу же проверяется с помощью специальных электротехнических устройств, например таких, как дефектоскопная тележка. Она предназначена для выявления наружных и внутренних дефектов в основном металле уложенных в путь рельсов, а также в болтовых и сварных рельсовых соединениях. Дефектоскопная тележка также укомплектована ультразвуковыми и магнитными искателями. Благодаря этому хитроумному аппарату ни один дефект на железнодорожных путях не останется незамеченным.

…Несмотря на шум поездов и припекающее солнце, путейцы продолжали ударно трудиться, и, казалось, у членов бригады не было ни малейших признаков усталости.

– И как только вы выдерживаете такую жару и почти непрерывный грохот поездов? – спросила я.

– Не знаю, чему вы удивляетесь? Мы к этому давно привыкли! – смеётся Александр Швецов. – Шум нам не мешает, почти его не замечаем. В самые жаркие дни мы специально выходим на работу в четыре или пять часов утра, чтобы отработать до того, как солнце окажется в зените. Зимой, по установленным правилам из-за состояния металла, работаем до минус 35 градусов. Для нас, сибиряков, это нормально…

Прошёл очередной состав, и бригада снова приступила к работе на пути. Глядя на то, как они споро, слаженно и чётко трудятся все вместе, я вспомнила про команды технического обслуживания «Формулы-1». Только у путейцев намного больше ответственности. В их руках – безопасность многих людей и бесперебойная работа огромного механизма под названием «железная дорога».

Ольга БЕЗГОДОВА